omega_giperon (omega_hyperon) wrote,
omega_giperon
omega_hyperon

Category:

Первый полет тяжелой "Ангары" - НК 02/2015


В честь шестой годовщины с момента первого пуска тяжелой РН "Ангара-А5" предлагаю вспомнить статью И.Афанасьева и И.Маринина из февральского номера журнала "Новости космонавтики" об этом событии:


23 декабря в 08:57:00 по московскому времени (05:57:00 UTC) с пусковой установки стартового комплекса (УСК 14П221) площадки 35/1 космодрома Плесецк стартовые расчеты Войск воздушно-космической обороны при участии специалистов ГКНПЦ имени М.В. Хруничева осуществили первый пуск ракеты космического назначения (РКН) тяжелого класса «Ангара-А5.1Л» (изделие 14А127, №71751) с разгонным блоком (РБ) «Бриз-М» №88801 и неотделяемым массогабаритным макетом (МГМ) полезной нагрузки.

Полет носителя и РБ прошли в штатном режиме, и приблизительно через 9 часов после старта МГМ был выведен на близкую к геостационарной орбиту с расчетными параметрами:
• наклонение – 0.002°;
• минимальная высота – 35792.9 км;
• максимальная высота – 35793.0 км;
• период обращения – 23 час 56 мин 04 сек.

Подготовка и пуск
рис 001.jpg
фото А. Моргунова

Составные части (РКН состоит из трехступенчатой ракеты «Ангара-А5», созданной на основе универсальных ракетных модулей (четырех УРМ-1 первой, одного УРМ-1 второй и одного УРМ-2 третьей ступени), и космической головной части (КГЧ), включающей неотделяемый МГМ спутника, установленный на РБ «Бриз-М» под головным обтекателем (ГО)) первого летного образца тяжелой ракеты «Ангара-А5.1Л» были доставлены в Плесецк двумя эшелонами 25 июля 2014 г. Затем на техническом комплексе космодрома начались проверки систем и сборка ракеты.

10 ноября в соответствии с технологическим графиком работ состоялся первый вывоз РН из монтажно-испытательного корпуса технического комплекса (МИК ТК) площадки № 41 на УСК. До 26 ноября специалисты космодрома провели электроиспытания систем и агрегатов ракеты и стартового оборудования, проверив готовность УСК к проведению первого пуска РН тяжелого класса. После завершения испытаний ракету возвратили в МИК ТК.

15 декабря РКН вывезли на комплекс заправки баков низкого давления (КЗБНД), где основные баки «Бриза-М» заполнили четырехокисью азота (амил) и несимметричным диметилгидразином (гептил). Баки высокого давления и баллоны сжатых газов РБ были заправлены ранее. Такая операция проводилась в Плесецке в первый раз, и в графике было заложено два дополнительных дня на случай непредвиденных обстоятельств.

Длительное время первый пуск «Ангары-А5» планировался на 25 декабря, однако 18 декабря генеральный конструктор носителя В. Е. Нестеров объявил, что на состоявшейся накануне Госкомиссии было решено провести пуск 23 декабря. Это был редкий пример передвижки старта на более раннюю дату. Еще важнее то, что этот срок был выдержан, и пуск состоялся в расчетное время.

В первый стартовый день – 20 декабря – в 10:00 по московскому времени начался вывоз ракеты на УСК, который завершился в 13:10–13:40 установкой ее в пусковое устройство. Тогда же были выполнены операции по подготовке кабель-заправочной башни (КЗБ) к обслуживанию РКН, демонтаж съемных элементов с носителя и КГЧ, присоединение стыковочных устройств, кабелей и разъемов пневмогидравлической системы третьей ступени и электрические проверки.

В течение второго стартового дня выполнялись контрольный режим предстартовой подготовки РБ и контрольный набор стартовой готовности системы управления РН. Была обработана и проанализирована телеметрическая информация.

В 15:00 третьего стартового дня состоялось заседание Государственной комиссии, разрешившее заправку РН.

К сожалению, прямая трансляция первого пуска тяжелой «Ангары» не велась, и за стартом новой ракеты можно было следить лишь по редким сообщениям в электронных СМИ.

Точная циклограмма первого испытательного полета не публиковалась, ее можно лишь восстановить по тем же сообщениям, а также циклограммам испытаний УРМ-1, выполненных 30 июля, 1 октября и 26 ноября 2009 г. (НК № 9, 2009, с. 48-49; № 12, 2009, с.36-37; № 1, 2010, с.45) в Научно-испытательном центре ракетно-космической промышленности (НИЦ Р КП, г.Пересвет Сергиев-Посадского района Московской области).

Предстартовый отсчет начался за 11.5 часа до пуска. «Ангара» перешла на автоматическое выполнение некоторых операций в Т–9 час, когда стартовые команды еще занимались последними приготовлениями к заправке, отключением различных систем РН от наземного оборудования, а также удалением съемных элементов и втягиванием рабочих платформ.



фото И. Маринина

Заправка носителя началась в Т–4 час с заливки керосина в баки ракеты, которые затем были продуты азотом и гелием. Операции с жидким кислородом начались за три часа до запланированного времени старта с захолаживания резервуаров и линий подачи компонента до -183°C, с тем чтобы криогенный окислитель не вскипал и не образовывал газовые пробки в трубопроводах. В каждый из пяти модулей УРМ-1 было залито 132.6 т, в баки УРМ-2 – 35.8 т компонентов топлива (значения приведены по данным сайта www.spaceflight101.com и, вероятно, соответствуют номинальным значениям. Данные из официальных источников не сообщались).


Для наблюдения за пусками РН серии «Ангара» примерно в 5 км от 35-й площадки был построен специальный наблюдательный пункт (НП). Он представляет собой девяти этажную квадратную в основании коробку, на верхнем этаже которой размещен застекленный по бокам и сверху балкон, откуда командующий Войсками воздушно-космической обороны генерал-лейтенант А. В. Головко, начальник космодрома полковник Н. Н. Нестечук, другие члены Госкосмиссии наблюдали за пуском. Хотя погода была пасмурной, и ракета, едва оторвавшись от стартового стола, скрылась в плотной облачности, находящиеся на НП члены Госкомиссии могли следить за процессом полета РН на множестве мониторов. Здесь же, на новом НП, была организована небольшая студия, откуда А. В. Головко доложил Верховному главнокомандующему В. В. Путину о готовности к пуску и получил разрешение на его проведение. Отсюда же прозвучал и доклад об успешном пуске.

Для журналистов была отведена крыша наблюдательного пункта, откуда открывался красивый вид на тайгу, но большое расстояние до стартового комплекса 35-й площадки, несмотря на мощную оптику, давало очень мелкие планы.


Когда ступени были заправлены окислителем, горючим и сжатыми газами, начался окончательный набор готовностей носителя. Персонал эвакуировали с УСК, и ракета начала автоматизированный обратный отсчет. По согласованной циклограмме «Ангара-А5» и «Бриз-М» переключились на бортовое питание, давление в баках ступеней было доведено до полетного уровня.



фото И. Маринина

Команда на зажигание пяти двигателей РД-191 первой и второй ступеней была подана в расчетный момент времени, и в 08:57:00 ДМВ прошла команда «Контакт подъема». Тяга в 980 тс (по другим данным, двигатели РД-191 работали на режиме 105 % номинала и суммарная тяга при старте составила около 1025 тс) обеспечила стартовую тяговооруженность более 1.28 – и ракета довольно бодро ушла со стартового стола, выполнив обычный маневр увода для исключения воздействий на стартовые сооружения. Стартовая масса РН составила 763.6 т, масса КГЧ – 25.77 т.

После короткого участка вертикального подъема «Ангара» легла на восточный азимут пуска, обеспечивавший выведение на опорную орбиту наклонением 63°, и начала отработку программы тангажа. На 47-й секунде полета центральный УРМ-1 задросселировал двигатель до 30 % от номинальной тяги (возможность длительной работы в режиме глубокого дросселирования – уникальная особенность РД-191 – была проверена как на многочисленных автономных испытаниях двигателя, так и в составе стендового блока УРМ-1 (изделие И1А1С1)), экономя свое топливо на фоне опережающего расхода его из боковых блоков.



фото И. Маринина

Согласно циклограмме функционирования, общая длительность работы УРМ-1 в составе бокового блока составляет 214 сек, в том числе 200 сек на номинальном режиме. Затем за 8 сек РД-191 переводится на конечную ступень тяги (38 % номинала), на которой работает 3 сек до отключения. После этого в течение 3 сек имеет место импульс последействия.

Циклограмма функционирования центрального блока еще сложнее (НК № 12, 2009, с. 36-37), а его работа длится около 330 сек.

Соответственно первые две ступени носителя работали примерно на 5 сек меньше максимального времени каждая. Это может свидетельствовать либо о недозаправке ракетных блоков компонентами, либо о сверхгарантийных запасах топлива, наличие которых вполне оправданно в первом пуске.


Примерно через 70 сек после взлета «Ангара» прошла зону максимального динамического давления на высоте более 9 км при скорости 275 м/с и вскоре после этого преодолела звуковой барьер. Четыре боковых блока работали в течение 3 мин 28.8 сек (по другим данным, 3 мин 31 сек) до разделения, которое началось с разрыва узлов крепления, соединяющих боковые и центральный модули, с последующим включением твердотопливных двигателей разделения для чистого безударного увода блоков.

Отделившиеся на высоте 80 км боковые блоки упали в зону падения отделяемых частей примерно в 850 км от места старта в Сосногорском районе Республики Коми (район падения «Вуктыл»). Сохранившиеся фрагменты УРМ-1 планируется подобрать для анализа.

После отделения боковых блоков двигатель РД-191 второй ступени был вновь выведен на режим номинальной тяги, на котором проработал около 116 сек. В момент Т+329 сек (по другим данным, в Т+327 сек) произошло отделение центрального блока. После выключения двигателя сработала пиротехническая система разделения ступеней. В кормовой части центрального блока включились четыре твердотопливных тормозных двигателя, обеспечившие безударное расхождение ступеней.

Центральный УРМ-1 продолжил полет по баллистической траектории и упал в 2320 км юго-восточнее от места старта в районе падения «Колпашево» в Томской области. На 324-й сек полета разделились и были сброшены створки головного обтекателя (ГО), которые упали в том же районе падения.

По истечении заданного интервала времени после разделения ступеней был запущен двигатель РД-0124А третьей ступени тягой 30 тс. Проработав больше шести минут, в Т+730.9 сек он перешел на конечную ступень тяги, а спустя еще 2.5 сек отключился.

В Т+735.4 сек «Бриз-М» с МГМ отделился от третьей ступени на суборбитальной траектории наклонением 63.154°, апогеем 219.5 км и условным перигеем -1065 км. Пустая третья ступень продолжала полет по баллистической траектории и упала в Тихом океане к востоку от Филиппин.



фото А. Моргунова

Дальнейший профиль полета был близок к тому, который реализуется при геостационарных миссиях ракеты «Протон-М», стартующей с Байконура. Однако были и особенности, обусловленные (в том числе) необходимостью развернуть плоскость орбиты на существенно больший угол – примерно на 11.4°.



фото А. Моргунова

Когда стало ясно, что «Ангара-А5» выполнила свою основную задачу – вывела головную часть на заданную траекторию, непосредственно на стартовом комплексе состоялось построение боевого расчета. С успешным пуском всех участников поздравили командующий Войсками ВКО генерал-лейтенант А. В. Головко, первый заместитель руководителя Роскосмоса А. Н. Иванов и и.о. генерального директора ГКНПЦ имени М. В. Хруничева А. В. Калиновский. Они наградили участников пуска часами от командующего, памятными подарками, макетами РН «Ангара»

Довольно длинным было первое включение двигателя С5.98 тягой 2 тс, обеспечивающее формирование опорной замкнутой орбиты наклонением 63.18° и высотой 215 х 215 км: оно продолжалось с Т+829.9 до Т+1357.7 сек, то есть почти девять минут.

Второй импульс «Бриз-М» выполнил вблизи восходящего узла орбиты для повышения апогея с удержанием линии апсид в плоскости экватора. Этот импульс начался в Т+01:06:04 и завершился через 15 минут, в Т+01:21:04. После отключения двигателя апогей орбиты поднялся до 5007 км, а перигей – до 307 км, наклонение уменьшилось до 62.00°. Затем последовал еще один пассивный участок траектории, который занял почти целый виток.

В Т+03:29:00 двигатель С5.98 включился в третий раз и проработал до Т+03:44:10.9 – вновь более 15 мин. В результате головной блок оказался на переходной орбите наклонением 60.50°, перигеем 437 км и апогеем 35789 км. После этого в Т+03:45:31.9 был сброшен тороидальный дополнительный топливный бак РБ, сразу обнаруженный американцами и внесенный в каталог под номером 40356 и обозначением 2014-085B.

Следующий пассивный участок продолжался до апогея переходной орбиты. В T+08:47:13 двигатель запустился в четвертый раз, чтобы головной блок достиг геостационара. В Т+08:59:26.6 ЖРД С5.98 отключился (время работы – 12 мин 13 сек), выведя головной блок на околостационарную орбиту, близкую к расчетной.

В связи с испытательным характером миссии МГМ не отделялся на геостационарной орбите, оставаясь прикрепленным к «Бризу-М». В 17:57:36.6 ДМВ, через 9 час 00 мин 36.6 сек после старта, прошла имитация команды на отделение КА, после чего российские официальные лица заявили об успехе летных испытаний.

Министр обороны С. К. Шойгу доложил Президенту РФ В. В. Путину, наблюдавшему за пуском в режиме видеоконференции, об успешном проведении первого летного испытания РН. Владимир Владимирович поздравил участников пуска, отметив, что старт «Ангары-А5» продемонстрировал лидерство России в освоении космоса. «Поздравляю вас с успешным пуском. Как и планировалось, сегодня проведен первый испытательный пуск РН тяжелого класса «Ангара-А5». Действительно, для нашей ракетно-космической отрасли и, пожалуй, для России в целом это большое, очень важное событие, – сказал президент, особо выделив работу инженеров, конструкторов, испытателей, военнослужащих: – Вы подошли к выполнению поставленной перед вами задачи со всей ответственностью. Своим успехом показали, что Россия остается одним из признанных мировых лидеров в освоении космического пространства».

Вице-премьер Д. О. Рогозин в своем микроблоге в twitter также поздравил создателей и участников испытаний РН «Ангара-А5» с успешным стартом. «Поздравляю всех, кто принимал участие в создании и летных испытаниях нашей новой ракеты “Ангара”», – написал он.

Однако перед РБ стояла еще задача двумя маневрами перейти на орбиту захоронения. Один импульс был выдан в 20:00:50 – 20:01:05, а второй – в 21:12:00 – 21:13:40 по московскому времени, что обеспечило «Бризу-М» с прикрепленным к нему МГМ увод на орбиту выше геостационарного пояса.

В каталоге Стратегического командования США комбинация РБ+МГМ получила номер 40355 и международное обозначение 2014-085A. Первая орбита объекта была определена американцами лишь 12 января, и это была как раз орбита захоронения: наклонение 0.29°, высота 36155x39090 км, период 1530.9 мин.

Это был 1600-й пуск с целью выведения полезного груза на орбиту ИСЗ с космодрома Плесецк.



рисунок Д. Воронцова

Новый тяжелый носитель



фото А. Моргунова

История и конструкция ракет «Ангара» подробно описана в предыдущих публикациях (например, НК № 9, 2014, с. 1-7), так что сейчас отметим лишь основные особенности РН тяжелого класса.

КРК «Ангара» является составной частью национальной системы средств выведения и предназначена для доставки в космическое пространство аппаратов различного назначения. Проект целиком базируется на использовании исключительно российского научно-промышленного потенциала.

Ракета выполнена по комбинированной схеме. Две нижние ступени (первая и вторая) скомпонованы в «пакет» и работают параллельно, схема их разделения – продольная. Третья ступень соединяется со второй последовательно. Двигатели всех ступеней носителя работают на экологически безопасных компонентах ракетного топлива «жидкий кислород (окислитель) и керосин (горючее)».

В состав первой ступени входят четыре боковых блока, в составе каждого – универсальный ракетный модуль УРМ-1 и средства дооснащения: носовой обтекатель, узлы силовой связи с центральным блоком и стыковочные интерфейсы для связи с наземным оборудованием. По последним имеются различия в комплектации четных и нечетных боковых блоков.

Центральный блок второй ступени состоит из УРМ-1 и средств дооснащения: промежуточного отсека (межступенчатого переходника), узлов силовой связи с боковыми блоками и стыковочных интерфейсов.

Каждый боковой и центральный УРМ-1 оснащен одним однокамерным двигателем РД-191 тягой у земли 196 тс и в пустоте 212.6 тс, установленным в карданном подвесе с приводом для управления вектором тяги. Соотношение компонентов при работе двигателя 2.75:1.

Блок третьей ступени состоит из модуля УРМ-2 и переднего отсека и оснащен одним РД-0124А тягой 30 тс в пустоте, работающим при соотношении компонентов 2.5:1 (может варьироваться от 2.3:1 до 3.1:1). Четыре камеры двигателя качаются для управления вектором тяги.

В состав КГЧ «Ангары А-5.1Л» входили обтекатель (заимствован от РН «Протон-М», имеет диаметр 4.35 м и длину около 15.2 м), РБ «Бриз-М» и МГМ спутника. Последний представляет собой неотделяемую конструкцию цилиндроконической формы массой 2042 кг.

Общая длина ракеты превышает 48 м. Внешний вид КРК необычен и напоминает нечто среднее между отечественным «Протоном» и американским «Титаном-3», прежде всего из-за характерных обтекателей боковых блоков.

Поскольку основную массу полезных грузов, запускаемых тяжелым носителем, составят аппараты, выводимые на высокоэнергетические орбиты и межпланетные траектории, в состав КРК входят разгонные блоки, значительно расширяющие возможности комплекса. Их работа обычно характеризуется автономностью, длительным временем активного существования и многократным включением маршевого двигателя. В процессе выведения между импульсами следуют продолжительные участки пассивного полета по переходным орбитам – и ориентацию и стабилизацию РБ, а также подготовку к запуску маршевого двигателя в условиях невесомости обеспечивают специальные системы блока.

В первом пуске использован разгонный блок «Бриз-М». В дальнейшем, кроме него, предполагается использовать блоки типа ДМ-3 и КВТК (КВТК – кислородно-водородный разгонный блок тяжелого класса.), о которых мы предполагаем рассказать в одном из ближайших номеров.

Перспективы

В соответствии с планами, оглашенными 11 сентября 2014 г., программа летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) «Ангары» насчитывает 10 пусков ракет легкого и тяжелого классов. Кроме первых двух, все последующие старты будут проводиться с реальными полезными нагрузками. Пуски планируется возобновить в 2016 г., а программа ЛКИ рассчитана до 2020 г. В 2014 и 2015 гг. ГКНПЦ имени М. В. Хруничева должен построить по одному тяжелому носителю. В 2016 – 2017 гг. производить «Ангару» не планируется, но с 2018 по 2020 г. предприятие должно выпускать по две ракеты в год, а в 2021 – 2022 гг. – уже по четыре. В 2023 г. Центр сделает шесть тяжелых ракет, а в 2024 – 2025 гг. выйдет на ежегодный выпуск семи носителей «Ангара-А5».

Для пусков по Федеральной космической программе новая ракета будет использоваться начиная с 2018 г. с выходом на семь ежегодных пусков в 2023 – 2025 гг. «Но в среднем – мы посмотрели – это будет около пяти», – заявил П. Д. Попов, заместитель главы Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК).

Если ранее шла речь о параллельном производстве носителей «Ангара» на Ракетно-космическом заводе Центра Хруничева в Москве и на омском ПО «Полет», то сейчас руководство ОРКК склонно разделить производство: в Москве будут собирать «Протоны» и РБ, тогда как Омск займется производством «Ангары». Как сообщалось ранее, на модернизацию омского предприятия до 2015 г. выделено свыше 4.3 млрд руб, и уже в текущем году конечный выпуск «Ангары» легкого и тяжелого классов будет проводиться на мощностях ПО «Полет».

«Протон», на смену которому придет «Ангара», с 2021 г. будет использоваться практически только для коммерческих пусков. Производство этого носителя в ГКНПЦ имени М.В . Хруничева будет постепенно сокращаться – с 11 в 2014 г. до восьми в 2018 г., а к 2025 г. предприятие должно выпускать всего по пять «Протонов» в год.

Павел Попов отметил, что заводы в Москве и Омске к 2021 г. будут способны вместе выпускать больше двух десятков ракет «Протон» и «Ангара» ежегодно. «Мощности одного и второго завода – под 11 – 12 носителей при двухсменной работе, сейчас они загружены в одну смену. В перспективе, с 2021 г. и один может развиться до производства десяти ракет, и другой», – сказал он. При этом, как указал Павел Дмитриевич, себестоимость серийного производства РН «Ангара» будет аналогична цене производства «Протона». В свою очередь, глава ОРКК И. А. Комаров отметил, что такая цена возможна только при использовании «Ангары» как для федеральных, так и для коммерческих запусков. «[Без серийного производства] цена изделия будет неконкурентной. Без коммерческих (заказов) два завода могут и не выжить», – сказал он.



фото И. Маринина

Состояние пускового устройства после старта тяжелой «Ангары»
Как ранее заявил глава ОРКК, новая конфигурация Центра Хруничева предусматривает создание двух «высокоэффективных и компактных» заводов в Москве и Омске. При этом территория московского завода сократится на 63 % к 2018 г. «Новой структурой заложено разделение производства по продуктовому принципу. То есть внутри большого Ракетно-космического завода появится бизнес-единица, которая будет отвечать за производство РН «Протон». Вторая бизнес-единица – это предприятия по производству РБ, и третья – производство ГО», – рассказал исполняющий обязанности гендиректора ГКНПЦ имени М. В. Хруничева А. В. Калиновский.

Для оптимизации производства Центр откажется от выпуска спутников и модулей для космических станций, заявил Андрей Владимирович. По его словам, модуль «Наука» станет последним изготовленным в Филях: «Да, это будет последний модуль, который мы изготовим для МКС. «Хруничев» сделает акцент на РН и РБ. Это однозначно. Это максимальная эффективность организации и производительности. Непрофильные темы в ближайшие годы будут выведены – это и спутники, и модули. Они будут сокращены, но не потеряны». Руководитель Центра пояснил, что соответствующие школы передадут другим предприятиям отрасли. К 2020 г., заверил А. В. Калиновский, ГКНПЦ имени М. В. Хруничева будет лучшим в мире производителем РН и РБ. «Они будут самые качественные, самые дешевые и будут вовремя поставляться нашим заказчикам», – пообещал он.

Разворачивается и производство ракетных двигателей для «Ангары». Как стало известно, Роскосмос решил сконцентрировать их серийный выпуск на пермском предприятии «Протон-ПМ», а не на химкинском НПО «Энергомаш», где РД-191 разрабатывались. С учетом актуальной цены на один двигатель для первой ступени «Ангары» – 240 млн руб – распределение ролей в этой производственной цепочке означает гарантию значительных заказов в будущем.

«Ангара» в перспективе должна стать основным российским носителем, и все ее модификации будут укомплектованы двигателями РД-191 (от одного до семи в зависимости от класса ракеты). Поэтому речь, скорее всего, идет о заказе десятков двигателей в год. Плюс к этому производитель РД-191 уже сейчас получит несколько миллиардов рублей инвестиций на развитие производства.



фото И. Маринина

Ограждения на стартовом столе слегка пострадали в результате пуска

Именно поэтому в НПО «Энергомаш» рассчитывали выпускать эти двигатели у себя. Тем более что их производство там уже налажено: предприятие сделало несколько РД-191 для двух первых отечественных ракет «Ангара» и южнокорейских KSLV (по межправительственному соглашению Россия продала Южной Корее три первые ступени легкой ракеты «Ангара» и оказала содействие в создании пусковой инфраструктуры). Решение по производственной кооперации РД-191 готовилось на протяжении трех лет.

«Полностью соблюдены все интересы НПО «Энергомаш» и «Протона-ПМ» и – самое главное – «Ангары», по количеству двигателей для которой мы и определяли необходимость дополнительного производства. В Перми станут делать большую часть агрегатов, в кооперации также будут участвовать Воронежский механический завод и омский «Полет». НПО «Энергомаш» никуда из цепочки не денется, там будет окончательная сборка двигателей и их испытания», – сообщил источник в Роскосмосе.

На сайте компании «Протон-ПМ» упоминаются следующие планы: к 2015 г. сконцентрировать на предприятии производство деталей и сборочных единиц РД-191, составляющих не менее 60 % стоимости всего двигателя.

В ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, под чьим контролем находится «Протон-ПМ», претензии на право выпуска РД-191 объясняли соображениями цены. По словам бывшего главы Центра Хруничева А. И. Селивёрстова, 240 млн руб за один двигатель – цена неприемлемо высокая, и еще предыдущее руководство Роскосмоса ставило «Энергомашу» задачу сформировать более приемлемую цену. По его словам, при нынешних ценах на двигатели «Ангара» может оказаться существенно дороже «Протона», единственного на сегодня российского носителя тяжелого класса. А это неминуемо приведет к потере позиций на глобальном рынке коммерческих запусков. Параметры контрактов обычно держатся в секрете, но участники пускового рынка рассказывают, что после ряда потерь при стартах «Хруничев» удерживает позиции на данном рынке путем значимого снижения цен. Однако, по мнению независимых экспертов, говорить что-либо конкретное по поводу цены на основные элементы «Ангары» до того, как начнется полномасштабное серийное производство носителя, преждевременно.

Итоги

Еще несколько недель после пуска специалисты будут расшифровывать и интерпретировать телеметрию, полученную в первом полете «Ангары-А5». Но уже ясно, что произошло событие эпохального масштаба: впервые успешно стартовал – и с первого же раза! – первый полностью российский носитель тяжелого класса. К тому же это первая тяжелая ракета в истории космодрома Плесецк. Успех пуска полностью подтвердил правильность основных конструкторских решений нового КРК и показал, что российская ракетно-космическая промышленность сохранилась и способна создавать современные средства выведения.



фото А. Моргунова

На этой фотографии запечатлена лишь малая часть людей, причастных к созданию, испытаниям и пуску новой российской ракеты-носителя тяжелого класса. Поздравляем с успехом!

С использованием сообщений ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», «Интерфакс», Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ

Tags: Ангара, Ангара-А5, Бриз-М, ГКНПЦ, Новости космонавтики, Роскосмос, адвокат дьявола, в порядке бреда, вшивый о бане, годовщины, информация к размышлению, космос, переделка, технические детали, чтобы не пропало
Subscribe

  • 25 лет первому коммерческому пуску РН "Протон"

    И снова юбилей у "Протона" - первый коммерческий пуск: 25 лет назад ракета-носитель «Протон» первой из российских…

  • 20 лет первому пуску РН "Протон-М"

    Роскосмос напоминает: 20 лет назад, 7 апреля 2001 года, с космодрома Байконур выполнен первый пуск ракеты-носителя «Протон-М». Сегодня…

  • 70 лет КБ "Салют"

    Сегодня, а не вчера, как пытался убедить нас "Роскосмос", исполняется 70 лет со дня основания КБ "Салют". В связи с чем, не могу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments