omega_giperon (omega_hyperon) wrote,
omega_giperon
omega_hyperon

Category:

Европа будет строить корабль. Самостоятельно или вместе с Россией? НК 07/2008

Продолжим тему российско-европейского сотрудничества в области создания пилотируемого корабля, обратившись к статье И. Черного из июльского номера "Новостей космонавтики" за 2008 год:

27 мая на открывшемся в Берлине авиасалоне ILA-2008 аэрокосмический гигинат EADS Astrium представил полноразмерный макет ATV Evolution, продемонстрировав, таким образом, свое видение нового европейского пилотируемого космического корабля (ПКК) для снабжения МКС и доставки на станцию экипажа.

ATV Evolution

Проект базируется на идее эволюционного развития космического «грузовика» ATV. Первый корабль этого типа «Жюль Верн» (НК №5, 2008, с.17) в настоящее время совершает полет в составе МКС.

Еще на стадии разработки EADS Astrium предусматривал развитие целого семейства машин на базе ATV. Среди них – аппарат для возврата грузов с орбиты на Землю LCR (Large Cargo Return), пилотируемый вариант ATV, миниатюрная космическая станция и ряд других. Публичная демонстрация макета пилотируемого корабля наглядно показала, что работа над такой модификацией ATV идет.

Конструктивно предложение EADS Astrium базируется на служебном модуле SSA корабля ATV с коническим спускаемым аппаратом (СА) в передней части. Макет, представленный на ILA-2008, включает места для трех космонавтов, экраны мониторов отображения информации и различные органы управления. На первый взгляд отсек экипажа казался чрезмерно просторным, но специалисты компании говорят, что интерьер ATV Evolution – лишь первое приближение, созданное специально для нынешней выставки. В реальности отсек будет «забит» оборудованием. Что касается внешних форм, то, по заявлениям представителей концерна, облик СА близок к окончательному варианту. Он создается не на пустом месте: масштабный аналог – экспериментальный демонстратор входа в атмосферу ARD (Atmospheric Reeentry Demonstrator) – был успешно испытан в управляемом атмосферном спуске 21 октября 1998 г. в третьем квалификационном полете РН Ariane 5 (НК №21/22, 1998, с.18-20).

Запуск ПКК планируется осуществлять с помощью мощного европейского носителя Ariane 5ES-ATV. Именно эта модель доставила на орбиту грузовик «Жюль Верн». Напомним, что ракета Ariane 5 изначально проектировалась с расчетом на возможное применение в пилотируемой космонавтике – для выведения многоразового космоплана Hermes.

Концепция развития ATV в транспортный пилотируемый аппарат CTV (Crew Transport Vehicle) была обнародована еще 13 мая, но пока не презентована европейским партнерам, которые должны поддержать ее, чтобы она могла осуществоляться в рамках ЕКА.

Отделение Space Transportation концерна EADS Astrium провело технико-экономическое обоснование темы в еще 2004–2005 гг. в рамках Программы общих исследований (General Study Program) ЕКА. Тогда специалисты привели доводы в пользу беспилотного возвращаеемого корабля под названием «аппарат доставки полезного груза» PTV (Payload Transport Vehicle) и подсчитали, что, затратив всего 191 млн евро (295 млн $), можно было бы подготовить такой корабль к 2010 г. Увеличив ассигнования до 413 млн евро (638 млн $), к 2015 г. можно было бы иметь корабль CTV.

Три года спустя EADS снова представил свои планы и получил дополнительную поддержку со стороны Германского аэрокосмического центра DLR. Председатель исполнительного комитета DLR профессор Йоханн-Дитрих Вёрнер (JohannnDietrich Woerner) – убежденный сторонник программы пилотируемого полета посредством ATV Evolution. 13 мая он представлял результаты исследования журналистам вместе с президентом EADS Astrium Space Transportation Эвертом Дудоком (Evert Dudok).

По новым оценкам, PTV и CTV будут готовы соответственно к 2013 и 2017 гг. Что касается затрат, Дудок заявил, что стоимость проекта оценивается в 1 млрд евро (1.5 млрд $). Впрочем, некоторые наблюдатели считают эти цифры «очень оптимистичными». Более реальна сумма в 1 млрд евро на первый этап программы – создание грузового корабля с возвращаемой капсулой. Второй этап, создание корабля для запуска космонавтов, возможно, обойдется в 2 млрд евро. Таким образом, суммарные затраты на проект нового ПКК могут достичь 3 млрд евро, что в любом случае сравнительно немного: к примеру, проект космоплана Hermes в свое время оценивался в 7 млрд евро.

Наблюдатели считают, что судьба проекта ATV Evolution может быть решена во время ноябрьской встречи «космических» министров стран Евросоюза.

ППТС

Одновременно EADS Astrium совместно с Thales Alenia Space участвует в отдельной программе ЕКА, в рамках которой изучается возможность создания нового ПКК в сотрудничестве с Россией. «Совместный» аппарат, который европейцы называют Crew Space Transportation System (CSTS), в отдаленном будущем мог бы прийти на смену «Союзам» (НК №9, 2007, с.8-9). Однако, как считают в EADS, под этот проект придется создавать и новую РН.

Между тем 14 мая, незадолго до открытия ILAA2008, Роскосмос сообщил о продолжении совместных с ЕКА работ над перспективной пилотируемой транспортной системой (ППТС). Переговоры на эту тему ведутся уже около двух лет, а первые планы совместного создания пилотируемых систем восходят еще к началу 19900х.

По обоюдному решению Роскосмос и ЕКА договорились о намерении создать «современный высокотехнологичный аппарат, позволяющий осуществлять пилотируемые полеты на околоземных и окололунных орбитах с экипажем до шести человек».

По данным Роскосмоса, специалисты РКК «Энергия» и их европейские коллеги проанализировали возможные концепции нового ПКК, включая крылатую схему, аппарат с несущим корпусом, а также традиционный СА конической (или близкой к ней фарообразной) формы. В результате стороны пришли к выводу, что новый транспортный космический аппарат должен базироваться на трехмодульном (бытовой отсек, спускаемый аппарат и приборнооагрегатный отсек) корабле с СА конического типа.

Предполагается, что СА будет проектировать РКК «Энергия», а служебный модуль и приборнооагрегатный отсек – европейские предприятия. Общая интеграция при разработке новой системы остается за «Энергией»

Пресс-служба Роскосмоса заявила, что окончательный вариант концепции появится осенью этого года. «Уже в октябре 2008 г. планируется завершить подготовку документов, определяющих технические и программные аспекты концепции корабля, что позволит сторонам принять окончательное решение о развертывании работ по проекту перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС), – отмечалось в пресс-релизе Роскосмоса. – В июне этого года будет подготовлен промежуточный вариант концепции системы, который планируется рассмотреть на совместном заседании представителей ЕКА и Роскосмоса».

Стороны договорились, что новые корабли будут запускаться российской РН грузоподъемностью ориентировочно 18–20 т. Первые запуски планируется осуществить с космодрома Восточный: летные испытания намечены предположительно на 2015 г., а первый пилотируемый запуск – на 2018 г.

В день открытия салона ILAA2008 глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов объявил, что Роскосмос и ЕКА намерены рассмотреть распределение ответственности по созданию новой пилотируемой транспортной системы, в состав которой войдет новый космический корабль.

«В Берлин прилетает руководитель ЕКА ЖаннЖак Дордэн. Отдельным вопросом мы будем рассматривать создание перспективной транспортной системы. Это для нас очень важно, и мы продолжим работу прямо здесь, на выставке», – сказал глава Роскосмоса. По его словам, вопрос стоит не просто об участии ЕКА в создании системы, а о распределении зон ответственности российской и европейской сторон по этому проекту. А.Н. Перминов добавил, что сначала будет принципиально решен вопрос о том, кто и за что будет отвечать, а потом на уровне предприятий будут детально рассмотрены финансирование и распределение ролей.

И еще 22 мая начальник Управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов заявил агентству ИнтерфакссАВН, что если решение ноябрьского Совета ЕКА по совместному проекту будет положительным, уже осенью Роскосмос предложит правительству Российской Федерации официальном оформить сотрудничество с европейскими партнерами.

Выбор

Какое же решение примет Европа – создавать новый корабль самостоятельно или в кооперации с Россией? Ждать осталось недолго. Промежуточную концепцию системы обсудят в июне, а технические и программные вопросы должны «утрясти» к октябрю. Совет ЕКА на уровне министров состоится в Гааге 25–26 ноября. Руководство агентства представит для государств – членов организации предложение по поводу финансирования разработки сервисного модуля на базе ATV и связанных с этим действий по интеграции капсулы. Одновременно, видимо, будет рассмотрен и проект ППТС.

Ряд экспертов полагает, что шансы чисто европейского ПКК выше, чем российско-европейского. Жан-Жак Дордэн часто говорил о желании иметь европейскую пилотируемую систему, независимую от США и России.

Европа несколько раз предлагала задачи для пилотируемых систем, таких как Hermes, но они не находили понимания у политиков и были отброшены иззза серьезных технических проблем и финансовых препятствий. Время для нынешних предложений, кажется, выбрано удачно. Успешный полет «Жюль Верна» – хороший аргумент в пользу европейского проекта, а эволюционный путь создания европейского ПКК представляется EADS наиболее быстрым и выгодным.

Каковы возможные экономические и научные преимущества независимого европейского проекта? Воопервых, конечно, наличие собственной пилотируемой системы независимого доступа к МКС, в которую ЕКА вложило немалые средства. Воовторых, даже если работы на станции завершатся в 2015 г., у государств – членов EКA будут аргументы за то, чтобы и далее не полагаться только на автоматические аппараты. Среди доводов – престиж, научные выгоды, развитие технологий и общественная польза. Применение автоматических аппаратов может соответствовать требовании ям лишь части экспериментов и исследований.

Отмечается и так называемый «эффект Аполлона»: вдохновляющее воздействие задач пилотируемой космонавтики на молодых людей, что способствует интересу к науке и образованию: «Астронавты – вот «лицо» космического полета, тогда как роботы вряд ли могут служить идеалом для широкой публики!» В рамках промышленной стратегии ЕКА индустриальные предприятия хотят извлекать выгоду из новых и честолюбивых проектов. И, наконец, Европа уже имеет собственный корпус астронавтов, которых надо загружать работой!

ППТС, несмотря на большие возможности по сравнению с ATV Evolution (в частности, возможность доставки шестерых астронавтов на МКС против трех в европейском проекте), является абсолютно новой и в значительной степени рискованной программой. ЕКА еще не сказало «да» этому проекту. Коеекто на Западе полагает, что на встрече министров в ноябре «вопрос вряд ли будет решен положительно». Эволюционный проект – самый сильный аргумент для европейской публики и для лиц, принимающих решение. Сила аргумента основана на том факте, что общественные деньги уже были потрачены на разработку ATV.

Еще один аргумент в пользу чисто европейского ПКК – наличие готового отработанного носителя, тогда как для совместного проекта ППТС нужна новая ракета. Как говорилось выше, по мнению Роскосмоса, такой носитель должен выводить на низкую околоземную орбиту 18 т. У России такой ракеты нет: ни «Союз» в любой из модификаций (кроме самых мощных предложений), ни российско-украинский «Зенит» такую массу не поднимут. Остается «Ангара», но до сертификации ее «пилотируемого» варианта очень далеко…

Мануэль Валльс (Manuel Valls), администратор программы CSTS в ЕКА и глава управления политики и планирования директората пилотируемых космических полетов, сообщил журналу Flight International: «Российская ракета не входит в соглашение о сотрудничестве». Валльс также заявил, что если ППТС будет принята как совместный российско-европейский проект, то он не исключает в долгосрочной перспективе, что аппарат сможет запускаться на Ariane 5. И, не смотря на распространяемые слухи о существовании грузового варианта CSTS, Валльс сказал, что в настоящее время рассматривается только пилотируемый корабль.

Таким образом, судьба ППТС далеко не решена. Если ЕКА примет решение в пользу европейского проекта, то вариантов развития событий может быть несколько. Во-первых, Россия сможет принять участие в европейской программе как субподрядчик, например, в отработке СА. Во-вторых, придется создавать новую национальную пилотируемую систему самостоятельно. В этом случае нужда в шестиместном ПКК отпадает и размерность системы можно будет уменьшить. Тогда можно продолжить эволюционный путь развития ПКК «СоюззТМА», для которого к тому же можно будет обойтись РН меньшей грузоподъемности.

Впрочем, и в этом случае возможно сотрудничество с европейскими партнерами, которые могут быть поставщиками современных высокотехнологичных систем и агрегатов для российского корабля.

С использованием материалов ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», пресс-службы Роскосмоса, HiTech.Expert, BBC News, EADS Astrium, Flight International



Капсула ARD массой 2800 кг была создана компанией Aerospatiale по заказу ЕКА для испытания технологий, которые в перспективе предполагалось использовать для возвращения с орбиты европейских КА. Аппарат служил для уточнения параметров аэродинамической модели, оценки характеристик теплозащиты, а также возможностей автономных систем навигации, наведения и управления спуском.

По форме аппарат ARD диаметром 2.8 м и высотой 2.4 м напоминает командный отсек американского корабля Apollo и использует аналогичные принципы управления полетом в атмосфере. В число подсистем капсулы ARD входили:

– модуль связи (два передатчика, один приемник системы GPS, один передатчик системы TDRS и восемь антенн);

– модуль телеметрии;

– модуль систем наведения, навигации и управления, в том числе реактивная система управления спуском, а также подсистемы электропитания и хранения информации.

Капсула отделилась от РН через 12 мин после старта на участке полета верхней ступени, на высоте 216 км. Поднявшись на максимальную высоту 830 км, она начала снижение и через 1 час 18 мин после старта вошла в атмосферу. Еще через 10 мин развернулась трехкупольная парашютная система спасения. ARD приводнилась через 1 час 43 мин после старта в районе между Маркизскими и Гавайскими о-вами и была поднята на палубу корабля сопровождения.

По результатам полета теплозащитная система капсулы, состоящая из лобового экрана и боковой теплозащиты, успешно выдержала нагрев при входе в атмосферу до температуры 2000°С
Tags: ЕКА, Новости космонавтики, РКК Энергия, злая Луна, информация к размышлению, космос, найденное, переделка, чтобы не пропало
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments