omega_giperon (omega_hyperon) wrote,
omega_giperon
omega_hyperon

Category:

Конкурс на новый корабль НК 05/2009

Думаю, стоит вспомнить и о корнях КК "Орёл", а потому обратимся к статье И.Афанасьева из майского номера журнала "Новости космонавтики" за 2009 год:

6 марта стало известно, что Федеральное космическое агентство объявило тендер на создание нового российского космического корабля. Согласно информации, размещенной на сайте Роскосмоса, заявки на участие в конкурсе принимались с 27 февраля по 30 марта 2009 г. Начальная (максимальная) цена контракта на разработку эскизного проекта перспективной пилотируемой транспортной системы нового поколения (шифр тендера – ППТС) составляет 800 млн руб. Оценка заявок будет проводиться балльным методом по методике Роскосмоса.

«В ближайшее время мы намерены завершить конкурсные процедуры и выявить победителя», – заявил руководитель Управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. Касаясь вопроса сотрудничества с Европой в создании пилотируемой системы, он подчеркнул, что «кто бы ни стал победителем в конкурсе, взаимодействие российской и европейской космической промышленности продолжится».

По словам А.Б.Краснова, эскизный проект ППТС должен быть готов в 2010 г., а летные испытания начнутся в 2015 г. с космодрома Восточный. Через три года после этого корабль будет передан в эксплуатацию. Правительство РФ, по словам начальника Управления, полностью поддержало это решение и предоставило проекту дополнительное финансирование. Если эксплуатация МКС будет продлена до 2020 г., то новый корабль будет использоваться и для доставки на станцию экипажей.

Общие требования к ППТС назвал академик РАН Николай Анфимов. По его мнению, новый корабль должен летать не только на околоземную орбиту, но и на Луну и, возможно, на Марс, и иметь возможность возвращаться на Землю напрямую, без промежуточной стыковки с орбитальной станцией. Соответственно надежность системы должна быть максимально возможной. Как считает Н.А.Анфимов, именно недостаточная надежность стала причиной отклонения проектов кораблей, представленных на предыдущий конкурс. (Напомним: конкурс, проводившийся Роскосмосом в рамках темы «Клипер» в 2005–2006 гг., был объявлен несостоявшимся, поскольку конкурсные предложения участников – РКК «Энергия» имени С.П.Королёва, ГКНПЦ имени М.В.Хруничева и НПО «Молния» – не отвечали требованиям Федерального космического агентства. )

30 марта 2009 г. в Роскосмосе вскрыли конверты с предложениями двух участников тендера – РКК «Энергия» имени академика С.П.Королёва и ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.( ** Ранее руководство агентства не исключало участие в конкурсе и НПО «Молния».)

Сообщая об этом на пресс-конференции, посвященной началу 105-суточного этапа эксперимента «Марс-500», А.Б.Краснов уточнил, что в этом году «на пилотируемый корабль выделено значительно больше средств, что позволяет рассчитывать на финансирование эскизного проекта».

По его словам, новый корабль будет не модификацией существующего «Союза», который уже почти полвека служит «рабочей лошадкой» отечественной космонавтики, а принципиально новым шагом в развитии космической техники. Он позволит выводить на околоземную орбиту экипаж из шести человек, а на лунную орбиту – из четырех. По мнению А.Б.Краснова, корабль должен иметь гибкую модульную компоновку, позволяющую адаптировать пилотируемую систему к решению различных задач. В частности, он может быть оснащен шлюзовой камерой, обеспечивающей возможность выхода в открытый космос, например для ремонта дорогостоящих КА.

Корабль сможет возвращать из космоса до 500 кг грузов. «Сегодня на «Союзах» мы способны вернуть всего 50 кг. И эти килограммы – самый ценный ресурс. После ухода шаттлов им будет обладать только Россия. А в концепции нового корабля заложено, что возвращаемый груз должен быть существенно больше [чем у «Союзов»]», – подчеркнул Алексей Краснов.

По мнению руководства Роскосмоса и специалистов ракетно-космической отрасли, важно разрабатывать новый корабль параллельно с эксплуатацией МКС. Это дает возможность проводить летные испытания, имея действующую станцию и дублирующие средства.

Кроме того, разработчики предполагают использовать ППТС в качестве составного блока орбитального комплекса. «Мы рассматриваем эту пилотируемую систему и как ядро будущего марсианского комплекса», – отметил А.Б. Краснов.

Сейчас очевидно, что конкурсные предложения участников тендера базируются на классической концепции капсульного корабля: предложения Центра Хруничева, представленные на аэрокосмическом салоне МАКС-2007 (НК №10, 2007, с.58–60), и обнародованные проекты РКК «Энергия» (НК №9, 2008, с.8–12; НК №1, 2009, с.24–26) идут в одном ключе. Однако окончательный облик ППТС пока не известен. Хотя, судя по всему, проекты участников тендера уже проработаны довольно глубоко.

По словам руководителя РКК «Энергия» Виталия Лопоты, работа по созданию корабля нового поколения находится в предконтрактной стадии. Помимо новых технических, к кораблю предъявлены и экономические требования. Предполагается возможность его многоразовой эксплуатации, в связи с чем он должен быть более эффективным, чем корабли типа «Союз ТМА».

Финансирование работ Роскосмосом предполагается в требуемом объеме. Однако, по мнению В.А.Лопоты, надо ускорить темпы: «Время течет очень быстро. Уже март – и потребуются громадные усилия всей кооперации предприятий и организаций – соисполнителей, чтобы затем при наличии финансирования уложиться в намеченные сроки».

Ранее Европа и Россия планировали создавать корабль совместно, но в связи с различием в подходах к его разработке и целям использования решено было делать проекты самостоятельно. Соответственно Роскосмос вернулся к проведению собственного конкурса.

Тем не менее российско-европейское сотрудничество в области создания перспективной космической транспортной системы продолжится, но на другой принципиальной основе. Об этом 18 марта сообщили руководители Роскосмоса и ЕКА.

«Мы пришли к выводу, что ориентироваться на перспективную транспортную систему, повторяющую в той или иной степени существующие российские, нецелесообразно», – отметил А.Б.Краснов. В свою очередь, глава ЕКА Жан-Жак Дордэн считает, что вопрос о сотрудничестве с Россией в этой области остается открытым, и признает, что страны – участницы ЕКА не смогли достичь согласия в этом вопросе.

«Мы не смогли добиться большего бюджета для реализации программы создания пилотируемой транспортной системы», – сообщил он, отметив, что одной из причин такого решения стали «расхождениями между государствами – членами ЕКА». Вторая причина – отсутствие полного согласия с Россией «в вопросе определения миссий, которые будут реализовываться с использованием транспортной системы».

В дальнейшем и Роскосмос, и ЕКА не будут ограничиваться только существующей программой. «Мы будем смотреть как на МКС, так и на перспективу, будем рассматривать целевые задачи миссий: полеты на МКС, научные программы на станции, а также то, что будет после МКС, – Луна, Марс или комбинация наших устремлений», – сказал А.Б.Краснов.



С использованием материалов Роскосмоса, Интерфакса, ИТАРРТАСС, «Российской газеты», Прайм-ТАСС
Tags: -, ГКНПЦ, МКС, Новости космонавтики, РКК Энергия, РКЦ "Прогресс", Роскосмос, космос, найденное, переделка, чтобы не пропало
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments