omega_giperon (omega_hyperon) wrote,
omega_giperon
omega_hyperon

Category:

NASA определило финалистов для частного снабжения МКС НК 07/2006

В продолжение воспоминаний о начале программы COTS предлагаю вашему вниманию статью Ю.Журавина из июльского номера "Новостей космонавтики" за 2006 год:

Выбор победителей

9 мая NASA подвело предварительные итоги конкурса в рамках проекта коммерческих орбитальных транспортных услуг COTS (Commercial Orbital Transportation Services)(в проекте бюджета NASA на 2007 ф.г. этот же проект именуется CCC (Commercial Crew/Cargo). Цель проекта, на реализацию которого агентство намерено выделить 500 млн $ в течение 2006–2009 ф.г., – создать американскую коммерческую систему снабжения МКС всеми типами грузов, возвращения результатов исследований и экспериментов на Землю и транспортировки экипажей. Предполагается, что эта система будет использоваться после прекращения эксплуатации шаттлов в 2010 г. и по крайней мере до2015 г. С вводом ее в строй планируют отказаться от начатой в ноябре 2005 г. закупки российских услуг по снабжению американского сегмента и по доставке и возвращению экипажей.

В утвержденном бюджете 2006 ф.г. на проект COTS зарезервировано 40 млн $. Затем финансирование должно существенно вырасти: на 2007 ф.г. запрошено 130 млн $, в 2008 ф.г. планируется выделить 200 млн $ и в 2009 ф.г. – 130 млн $. Эти средства предусмотрено потратить на разработку проектов и демонстрационные полеты транспортных кораблей – беспилотного в 2008 г. и пилотируемого в 2010 г.

Для закупки услуг по снабжению МКС или ротации экипажей NASA будет заключать отдельные контракты. Пилотируемый корабль CEV, разрабатываемый агентством в рамках лунной программы Джорджа Буша, рассматривается сейчас как резервное средство обслуживания МКС. Глава агентства Майкл Гриффин уже заявил, что впоследствии коммерческие транспортные услуги могут быть использованы для доставки топлива и грузов и на окололунную орбиту или даже лунную поверхность.

В рамках программы COTS/CCC предполагается разработать проекты транспортных систем, обеспечивающих услуги по четырем следующим направлениям:

➊ доставка и удаление внешних грузов в негерметичном объеме;
➋ доставка и удаление внутренних грузов в герметичном объеме;
➌ доставка и возвращение на Землю внутренних грузов в герметичном объеме;
➍ доставка и возвращение на Землю экипажа.

Таким образом, от частных компаний, участвующих в конкурсе, требуется разработка вплоть до этапа летной демонстрации достаточно сложных транспортных космических кораблей (ТКК), которые, в частности, должны обладать способностью точного маневрирования на орбите, сближения с МКС и стыковки к американскому сегменту.

28 октября 2005 г. космическое агентство выпустило предварительный вариант запроса по программе COTS/CCC. 5 декабря вышло уточнение к запросу, а уже 8 декабря в Хьюстоне в Космическом центре имени Джонсона прошел брифинг для потенциальных участников конкурса, на котором им была представлена дополнительная информация.

16 декабря NASA обнародовало скорректированные требования, а 18 января выпустило окончательный запрос на предложения. С этого момента идет официальный отсчет времени реализации проекта.

Прием заявок от компаний завершился 3 марта, и к этому моменту о намерении участвовать в конкурсе объявили 24 компании и группы. Многие объединились для продвижения своих проектов; некоторые предложили более одного проекта или участвовали в нескольких промышленных группах. Несколько компаний и групп вынесли свои предложения на суд общественности. Среди таких проектов:
◆ грузопассажирский КК Dragon, разработанный компанией Space Exploration Technologies (SpaceX) совместно с SpaceHab, MD Robotics, ARES, Odyssey Space Research и Paragon Space Development;
◆ система доставки грузов и экипажей Apex, предложенная компанией SpaceHab при участии Ball Aerospace и MD Robotics;
◆ четырехместный грузопассажирский КК CXV компании Transformational Space Corporation (t/Space), разработанный совместно с AirLaunch LLC, Constellations Services International, Orion Propulsion, Scaled Composites, Universal Space Lines и Институтом робототехники Университета Карнеги-Меллона;
◆ шестиместный космоплан Dream Chaser компании SpaceDev;
◆ КК CLV, разработанные компанией Andrews Space;
◆ двухступенчатая РН K-1 полностью многоразового использования с вертикальным запуском, предложенная компаниями Rocketplane и Kistler;
◆ проект корпорации Orbital Sciences в кооперации с рядом неназванных компаний;
◆ пилотируемый космоплан Silver Dart компании PlanetSpace;
◆ проект компании Advent Launch Services;
◆ грузопассажирская капсула S-550 компании Venturer Aerospace;
◆ проект компании Triton Systems;
◆ РН Aquarius компании Space Systems/Loral;
◆ двухступенчатый космоплан Space Van 2010 с горизонтальным взлетом и посадкой, разработанный компанией PanAero LLC.

Кроме того, по неофициальной информации, представили свои проекты или создали с целью разработки проектов дочерние компании такие крупные фирмы, как Boeing и Lockheed Martin. В конкурсе также приняла участие европейская компания Arianespace, предложившая варианты грузового корабля ATV и его модернизированный вариант с возвращаемой пилотируемой капсулой на основе испытанного в октябре 1998 г. демонстратора ARD.

В январе 2006 г., когда NASA выпустило окончательный вариант запроса, было объявлено, что уже в мае агентство намерено заключить с одной или несколькими компаниями контракты по программе COTS. 8 мая на официальной странице проекта COTS на сайте Центра Джонсона появилось уведомление, что детальный анализ предложений завершен и что 9 мая между 9 и 12 часами представители программы свяжутся с участниками конкурса и объявят им свое решение. 10 мая появилось сообщение о том, что заключение контрактов намечено на август 2006 г. На том официальная информация об итогах конкурса и закончилась.

«Мы сообщали компаниям, что NASA не будет называть победителей первого тура, но что сами они вольны это сделать, – заявил ответственный за заключение контрактов по программе COTS Джеймс Бейли (James W. Bailey). – Это их дело, и в этом NASA не намерено участвовать». Он сообщил, что NASA осталось «очень довольно» качеством предложений частных компаний по программе COTS. Сотрудники агентства «детально изучили» предложения, но до конца лета или даже начала осени NASA не будет делать никаких официальных заявлений о том, с кем подпишет контракт по COTS. Единственное, что Бейли был готов открыть: NASA «намерено подписать более чем один контракт».

10 мая компания SpaceHab опубликовала официальный пресс-релиз о том, что она со своим проектом Apex вошла в число финалистов. В тот же день менеджер по развитию бизнеса компании Rocketplane Чак Лауэр (Chuck Lauer) заявил редактору неофициального сайта COTS Watch Майклу Белфиоре (Michael Belfiore) о выходе «в финал» группы Rocketplane/Kistler. 15 мая компания SpaceDev официально подтвердила, что и она получила уведомление от NASA о проходе на следующий этап конкурса. Остальные участники конкурса от саморекламы воздержались.

В то же время уже вечером 9 мая на сайте COTS Watch появился полный список шести финалистов конкурса в алфавитном порядке: Andrews Space, Rocketplane/Kistler, SpaceDev, SpaceHab, SpaceX и t/Space. Замечательно отсутствие в «шестерке» крупнейших аэрокосмических компаний США – Boeing и Lockheed Martin; вероятно, для них заявленная стоимость проекта – «всего лишь» 500 млн $ – несопоставима с необходимым объемом работ. По мнению авторов сайта, крупным компаниям значительно выгоднее сосредоточить свои силы на борьбе за большой контракт по кораблю CEV и не распыляться еще и на COTS. Кроме того, в случае недостаточного бюджетного финансирования NASA скорее откажется от программы COTS, чем от значительно более денежной CEV, которая по сути должна стать «дойной коровой» космической промышленности США на ближайшее десятилетие.
В то же время эксперты COTS Watch считают, что корабль CEV как единое средство грузопассажирского обслуживания МКС не оптимален, и поэтому программа COTS имеет весьма высокую вероятность реализации. «COTS является лучшей надеждой NASA на сохранение пилотируемого присутствия в космосе», – считает Майкл Белфиоре.
Краткий обзор проектов
О проекте четырехместного грузопассажирского корабля CXV компании t/Space подробно было рассказано в НК №9, 2005, с.26-27, а о шестиместном космоплане Dream Chaser компании SpaceDev – в НК №2, 2006, с.44-45. Коротко расскажем об остальных финалистах.

Apex



Об альтернативной концепции Apex компании SpaceHab для коммерческого обслуживания трассы «с Земли на околоземную орбиту и далее» коротко сообщалось в НК №9, 2005, с.27. Теперь появились некоторые подробности концепции. Система доставки грузов и экипажей Apex представляет собой несколько вариантов КА, имеющих в своем составе приборно-агрегатные отсеки (ПАО) и, в зависимости от программы полета, одноразовый грузовой отсек (ОГО) или многоразовый возвращаемый аппарат (МВА) с теплозащитной хвостовой юбкой, прикрывающей ПАО, и парашютной системой посадки. SpaceHab обнародовал пока информацию о трех сериях кораблей (см. табл.).

О пропущенной серии L200 нигде пока не упоминалось. Видимо, этот вариант перестал рассматриваться еще на стадии анализа предложений. Очевидно также, что для столь разных по массе полезной нагрузки КК потребуется создавать разные ПАО. Можно говорить лишь об унификации каждого ПАО только в рамках одной серии, а также использовать на всех типах ПАО отдельные системы (например, навигации и сближения, телеметрии или датчики ориентации).

Все корабли Apex будут оснащены навигационной аппаратурой GPS и оптической системой сближения, которые позволят им сближаться с МКС до расстояния в несколько метров. Затем экипаж станции захватит их манипулятором и пристыкует к свободному стыковочному узлу или закрепит снаружи для последующего переноса грузов.

По сути лишь корабли серии Apex L400 удовлетворяют требованиям программы COTS. По заявлению представителей SpaceHab, они могут быть выполнены также в виде автономных модулей для проведения научных исследований, периодически подлетающих к МКС для обслуживания. На ПАО таких автономных модулей будут устанавливаться две панели солнечных батарей для электропитания в длительном автономном полете. Также предусмотрен вариант L400 в виде дополнительного модуля или грузового отсека МКС, временно входящего в состав станции. Тогда он будет оснащаться интерфейсами для подключения корабля к системам электроснабжения, терморегулирования и передачи данных МКС.

По словам вицеепрезидента SpaceHab по корпоративному маркетингу Кимберли Кэмпбелл (Kimberly Campbell), проект Apex будет реализован вне зависимости от того, будет ли он выбран победителем в конкурсе COTS или нет. В свою очередь, старший вице-президент и главный исполнительный директор SpaceHab Майкл Бейн (Michael Bain) говорит, что пока компания прорабатывает все КК семейства Apex только в грузовом варианте. Для завершения их разработки и доведения до стадии летных испытаний требуется от полутора до трех лет и расходы в объеме от 5 до 25 млн $. По оценке Бейна, создание многоразового пилотируемого КК потребует 1.5 млрд $.

Dragon


Корабль Dragon («Дракон») создается группой фирм во главе со SpaceX. 6 марта она объявила, что завершила трехлетний этап проектирования и приступила к изготовлению «первого в мире частного пилотируемого космического корабля». Dragon предназначен для орбитальных полетов космонавтов, а также доставки грузов на МКС. Идея создания корабля принадлежит основателю и владельцу SpaceX предпринимателю Элону Маску (Elon Musk). От него SpaceX получает средства для своей деятельности. В США Маск считается довольно крупным венчурным капиталистом. Свое основное состояние он сделал на известном платежном сервисе PayPal, после продажи которого у Маска была необходимая сумма для полноценного функционирования SpaceX.

В качестве средства выведения планируется использовать РН Falcon 9, также разработанную SpaceX. Конструкция КК Dragon позволяет доставлять на орбиту до семи человек или четыре человека и дополнительный груз. По словам Маска, сейчас в компании дорабатывают его конструкцию, чтобы корабль стал многоразовым. Первоначально в SpaceX прорабатывался вариант возвращаемого аппарата КК Dragon, оснащенного посадочными опорами и внешне напоминавшего демонстратор DC-X, на котором в 19900е годы отрабатывалась технология КА вертикального взлета и посадки. Однако затем была выбрана схема возвращаемой капсулы конической формы с углом полураствора 15°.

В передней части капсулы под откидным носовым коком располагается стыковочный агрегат для причаливания к МКС. Объем возвращаемого аппарата Dragon позволяет размещать в нем грузы, имеющие габариты стандартных стоек МКС. Под капсулой находится объединенный приборно-агрегатный отсек. Его ДУ используется не только для маневров на орбите, но и в качестве системы аварийного спасения в случае аварии при запуске.

CLV

Компания Andrews Space предложила на конкурс COTS три варианта коммерческого транспортного корабля Commercial Logistics Vehicle (CLV) в грузовом, четырехместном и шестиместном вариантах. Максимальная грузоподъемность корабля CLV составит до 4.5 т. Корабли CLV рассчитаны на запуск РН семейства EELV. Все семейство разработано на основе одного универсального приборно-агрегатного отсека диаметром 5.4 м.

В зависимости от целей миссии отсек может оснащаться парой ориентируемых солнечных батарей. На отсек может устанавливаться платформа для негерметичных грузов, герметичный отсек для грузов, рассчитанных на работу внутри МКС, либо возвращаемый аппарат. ВА имеет форму, аналогичную командному отсеку Apollo. В нем смогут разместиться от двух до десяти человек. Пилотируемый вариант CLV был разработан Andrews Space по запросу NASA в рамках конкурса по кораблю CEV. В октябре компания продемонстрировала его макет. Грузовые беспилотные версии внешне сильно напоминают японский грузовой корабль HTV.

K-1 с космопланом

27 февраля 2006 г. компании Rocketplane и Kistler объявили об объединении усилий в борьбе за контракт по COTS. Детали их предложения пока наименее известны. Партнеры лишь объявили о создании двухступенчатой РН полностью многоразового использования с вертикальным запуском на базе проекта K-1 компании Kistler. РН будет выводить на орбиту орбитальный крылатый космический корабль, который представляет собой модификацию суборбитального космоплана, разработанного компанией Rocketplane в борьбе за X-Prize. При его разработке прообразом послужил экспериментальный ракетоплан X-15, однако орбитальный вариант космоплана, очевидно, должен значительно отличаться от суборбитального.

По материалам NASA, COTS Watch, SpaceHab, Rocketplane, Kistler, SpaceX, Andrews Space, сообщениям SpaceDaily и Space.com

Tags: cots, Космос, МКС, Новости космонавтики, в порядке бреда, вшивый о бане, информация к размышлению, найденное, переделка, чтобы не пропало
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment