omega_giperon (omega_hyperon) wrote,
omega_giperon
omega_hyperon

Category:

Частный извоз на МКС НК 09/2005

Предлагаю вспомнить про то, как начиналась программа COTS, а потому ниже привожу статью В.Мохова из девятого номера НК за 2005-й год "Частный извоз на МКС":



В настоящее время NASA активно ищет варианты снижения расходов на завершение сборки и эксплуатацию МКС. Одним из способов решения этой проблемы признано привлечение частных компаний и создание ими альтернативных КА и РН для доставки грузов и экипажа на МКС вместо шаттла до 2010 г.

Поиски партнеров

В апреле 2005 г. NASA провело пресс-конференцию на тему предоставления коммерческих услуг для доставки грузов на МКС. На ней обсуждались общие технические требования к коммерческим грузоперевозкам. Перспектива продажи услуг по снабжению МКС уже заинтересовала не только ведущие аэрокосмические фирмы Boeing и Lockheed Martin, но и небольшие компании, включая Kistler Aerospace и Constellation Services Inc.

В мае директор NASA Майкл Гриффин официально заявил в Сенате, что агентство в конце лета или в начале осени 2005 г. направит запрос о предложениях по снабжению МКС и доставке на нее экипажей в заинтересованные фирмы (НК №7, 2005). На 2005 ф.г. в бюджете агентства уже было предусмотрено 98 млн $ на контракты по изучению проблемы.

Результатом запроса должно стать заключение NASA с частными компаниями контрактов двух типов. Основной контракт с одной «компанией-лидером» будет финансировать создание транспортного корабля для полетов по трассе «Земля – низкая околоземная орбита». Кроме того, NASA заключит контракты второго типа еще с одной или несколькими фирмами – финалистами конкурса, которые продолжат работы по проработке своих проектов. Это позволит быстро заменить «лидера», если у него возникнут проблемы с реализацией своего проекта на каком-либо этапе, следующим в списке претендентом, работающим в рамках контракта второго типа. Оба типа контракта будут структурированы с целью проводить платежи по каждому из этапов отдельно, чтобы NASA могло лучше контролировать ход работ. Кроме того, предусматривается, что часть оплаты будет произведена лишь после того, как подрядчик передаст свой корабль в эксплуатацию NASA, как это принято, например, в области спутниковой связи.

Серьезным подспорьем для конкурса должны стать проекты, которые были проработаны в рамках конкурса по кораблю CEV. В частности, для этого подходит ряд проектов компаний, получивших 1 сентября 2004 г. от NASA полугодовые контракты на 3 млн $ на выполнение предварительных исследований по темам, связанным с объявленной в январе 2004 г. Космической инициативой президента Джорджа Буша. Через полгода эти контракты были продлены еще на 6 месяцев с добавлением еще 3 млн. В списке восьми фирм, получивших от NASA такие заказы на исследования, оказались не только корпорации-гиганты типа Lockheed Martin, Northrop Grumman, Boeing и Orbital Sciences, но и менее крупные частные компании – Andrews Space Inc., Draper Labs, Schafer и t/Space. Теперь, когда список финалистов по CEV ограничился Lockheed Martin и Boeing, остальные участники предлагают свои доработанные проекты уже для снабжения МКС.

Проект CXV



Одним из таких проектов стал пилотируемый корабль CXV, что расшифровывается как Crew Transfer Vehicle – корабль для перевозки экипажа. Этот проект предлагает корпорация Transformational Space Corporation LLC (t/Space) из г.Менло-Парк (шт. Калифорния). Корабль рассчитан на доставку к МКС или любому другому объекту на низкой околоземной орбите четырех человек и грузов. В частности, CXV сможет использоваться для доставки на орбиту астронавтов, которые затем пересядут на корабль CEV для полетов на Луну.

Космическая транспортная система, предлагаемая t/Space, будет состоять из пилотируемого корабля CXV, двухступенчатой РН воздушного запуска QuickReach-2 и самолета-носителя. Стоимость запуска CXV не должна превышать 20 млн $. Главный принцип при создании проекта – максимизировать безопасность экипажа при минимуме расходов.

Проект CXV был разработан на основе капсул КА Discoverer/Corona, которые начиная с 1960 г. более 400 раз осуществляли спуск на Землю. Капсула CXV рассчитана на многократное использование при минимальном потребном уровне межполетного обслуживания. Она имеет длину 4.5 м, диаметр 4.3 м и массу 3.7 т. На днище капсулы предлагается установить агрегат для стыковки с МКС. В состав бортовых систем входят четыре раскладные панели солнечных батарей, ДУ маневрирования, блоки двигателей ориентации, антенны системы связи и телеметрии, аппаратура обеспечения сближения с МКС.

Теплозащитное покрытие капсулы состоит из двух слоев материала SIRCA, специально разработанного в Исследовательском центре имени Эймса NASA. Капсула, имеющая форму волана для бадминтона, рассчитана на самостоятельную ориентацию при спуске в атмосфере за счет своей формы, не требуя автоматической системы управления спуском или управления со стороны человека. За счет смещения центра тяжести от центра давления на капсулу будет действовать подъемная сила, обеспечивающая снижение максимального уровня перегрузок при спуске до 4 g. Это считается приемлемым для астронавтов МКС после длительного нахождения в космосе. При установке системы управления спуском можно обеспечить боковой маневр капсулы до 700 км, а также повысить точность приземления.

Капсула CXV рассчитана на приводнение. На заключительном этапе снижения будет использоваться трехкупольная парашютная система корабля «Аполлон». Каждый из четырех членов экипажа CXV будет обеспечен индивидуальным катапультируемым креслом с парашютом на тот случай, если произойдет отказ основной парашютной системы капсулы. Конструкция люка CXV также повторяет аналогичный элемент конструкции командного модуля «Аполлона».

Разработчиком и изготовителем капсулы CXV выбрана компания Scaled Composites, возглавляемая известным инженером-конструктором Бертом Рутаном (Burt Rutan), уже построившим первый частный корабль для суборбитальных полетов SpaceShipOne. Компания t/Space и ряд других подрядчиков поставят для капсулы авионику, системы жизнеобеспечения, ДУ орбитального маневрирования и другие системы.

РН QuickReach-2 будет создана компанией AirLaunch LLC (г.Рено, шт. Невада) на основе создаваемого сейчас носителя воздушного запуска QuickReach путем его масштабного увеличения. В сентябре 2004 г. в рамках программы Falcon ВВС США компания AirLaunch получила от Управления перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA) трехлетний контракт стоимостью 11.3 млн $ на предэскизный проект и демонстрацию мероприятий по снижению риска разработки и эксплуатации легкой РН. Первый демонстрационный пуск QuickReach намечен на 2007 г. Целью программы является создание дешевой РН со стоимостью запуска 5 млн $, способной оперативно запускать на низкую орбиту легкие КА.

На обеих ступенях РН QuickReach-2 в качества топлива будет использоваться жидкий кислород и пропан. Двигатели РН имеют вытеснительную систему подачи топлива по технологии VAPAK. Для большей компактности конструкции ДУ второй ступени с длинным соплом располагается в баке пропана первой ступени.

По заказу t/Space для подъема системы QuickReach-2/CXV на высоту 7.5 км компания Scaled Composites разрабатывает сейчас тяжелый самолет-носитель VLA (Very Large Aircraft). Прототипом ему послужит самолет White Knight, который был носителем для корабля SpaceShipOne. Уже существующие самолеты для решения этой задачи не подошли. Из-за слишком большой стартовой массы системы QuickReach-2/CXV не годится LL1011, который используется для пусков РН Pegasus, а также C-17 или C5A – их предполагается использовать для пусков РН QuickReach. В принципе вместо VLA подходит лишь Boeing 747, под фюзеляжем которого можно будет разместить ракету с грузом и обеспечить необходимый зазор с взлетно-посадочной полосой.

Воздушный запуск позволяет использовать более простые двигатели, которые не рассчитаны на работу при атмосферном давлении как на уровне моря, так и на высоте. Отпадает необходимость и в создании специального стартового комплекса. Кроме того, воздушный запуск с высоты 7.5 км позволит автоматически решить проблему спасения экипажа на первых секундах полета – в случае аварии можно будет воспользоваться обычной парашютной системой посадки.

В настоящее время эскизный проект CXV и РН QuickReach-2 находятся в стадии разработки как часть контракта с NASA от 1 сентября 2004 г. По планам t/Space, первый беспилотный демонстрационный запуск CXV должен состояться летом 2008 г., а первый полет с экипажем – летом 2009 г. А это значит, что новый корабль может появиться в распоряжении NASA еще до вывода из эксплуатации шаттлов в 2010 г.

Работы по капсуле CXV и РН QuickReach-2 идут в рамках ранее разработанного графика. С помощью самолета Proteus проведена серия из четырех испытаний по подъему и отделению макета РН QuickReach-2 в масштабе 23:100. 13 мая 2005 г. состоялся полет без отделения макета для оценки возможности транспортировки носителя на высоту отделения. 24 мая состоялся полет с первым сбросом макета с высоты 3.6 км, а 7 и 14 июня – с 2.1 км, причем при последнем сбросе отделение происходило, когда самолет-носитель поднимался под углом 20° к горизонту.

В свою очередь 3 августа t/Space провела испытания парашютной системы на полноразмерном макете капсулы CXV. Испытания прошли у побережья Калифорнии неподалеку от города Кресент-Сити. Вертолет Sikorsky S-61 поднял капсулу на высоту 2.9 км и сбросил ее над Тихим океаном, в трех милях от береговой линии. Через 6 минут аппарат приводнился со скоростью 7.6 м/с. При спуске один из трех куполов парашютов раскрылся не полностью, однако вице-президент t/Space и бывший астронавт Джим Восс (Jim Voss) объявил испытание успешным. «Мы довольны полным успехом этого технического испытания, – сказал он. – Мы понимаем, почему один из трех парашютов раскрылся лишь частично. Испытания на раннем этапе позволят нам быстро обнаружить проблемы и их устранить до того, как тесты станут слишком дорогими». По словам Восса, это было уже третье испытание капсулы за последние три месяца.

По материалам t/Space, NASA и NASA Watch

Apex «Спейсхэба»




Альтернативная концепция коммерческого обслуживания трассы «с Земли на околоземную орбиту и далее» была заявлена 12 июля в пресс-релизе фирмы Spacehab. Согласно этому сообщению, компания начала разработку модульной многоцелевой космической системы Apex, нацеленной на удовлетворение заказов как государственных ведомств (NASA и МО США), так и частных фирм. В частности, как заявил главный исполнительный директор компании Майкл Бейн (Michael E. Bain), Apex предназначается для снабжения МКС на коммерческой основе.

Защищенный патентом (и не представленный общественности) проект Apex использует «уникальную модульную перестраиваемую инфраструктуру в основном многократного использования». Благодаря использованию освоенных технологий и опробованных систем, сервис Spacehab будет доступен для пользователя. Помимо доставки грузов на МКС, Apex может быть применен как космический ресурсный модуль, обеспечивающий питание, теплорегулирование и передачу данных, а также как беспилотная орбитальная лаборатория, обеспечивающая доставку результатов исследований на Землю. Конкретная конфигурация КА на базе Apex будет определяться запросами пользователя. – П.П.
Tags: cots, МКС, Новости космонавтики, в порядке бреда, вшивый о бане, информация к размышлению, космос, найденное, переделка, чтобы не пропало
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments