omega_giperon (omega_hyperon) wrote,
omega_giperon
omega_hyperon

Category:

Российские ракеты в Австралии и Океании НК 06/2001

Короткая и интересная обзорная статья Ю.Журавина из 6-го номера "Новостей космонавтики" за 2001-й год, стр.57-58, по несбывшимся планам в области обретения низкоширотных космодромов для советских/российских ракет.

Первые планы пусков из Азиатско-Тихоокеанского региона советских РН появились еще в конце 80-х годов. Предлагаем их краткий обзор.



Схема расположения всех предполагаемых космодромов данного региона

1. Мыс Йорк

В ноябре 1988 г. Главкосмос Минобщемаша СССР при участии представителей КБ «Салют», КБ общего машиностроения, КБ «Южное» и КБ транспортного машиностроения обсудил в Москве с австралийской делегацией вопрос о приобретении Австралией РН «Протон-К» и создании стартового комплекса в районе мыса Йорк. Неожиданно на этой встрече Главкосмос предложил австралийцам вместо «Протона-К» приобрести экологически чистую РН «Зенит-3», создаваемую на базе РН «Зенит-2» с использованием разгонного блока 315ГК (блок типа ДМ). После обсуждения стороны договорились подготовить протокол о намерениях, который в феврале 1989 г. был подписан. Вскоре вышло соответствующее постановление правительства СССР, разрешающее пуски из Австралии РН «Зенит-2» и 3. Этот проект, работа по которому велась в 1988–1990 гг., не был реализован. Формально австралийская фирма Cape York Space Enginecy отказалась от «Зенита» из-за того, что советские партнеры скрыли факт аварии этой РН 4 октября 1990 г. и не предоставили необходимую информацию по ней. В 1991 г. компания Cape York Space Enginecy из-за банкротства прекратила свое существование.

В 1990 г. в Австралии была основана фирма Space Transportation Systems Ltd. (STS). Она попыталась стать правопреемницей Cape York Space Enginecy по организации строительства космодрома на мысе Йорк. Однако к лету 1992 г. компания не смогла в срок, установленный правительством штата Квинслэнд (к которому принадлежит мыс Йорк), обеспечить кредитную линию проекта. Тем самым STS пришлось искать новое место для коммерческого космодрома.

Стоит заметить, что после распада СССР Украина хотела возродить проект пусков «Зенита» с мыса Йорк. В сентябре 1994 г. украинские официальные лица обнародовали новый план строительства йоркского космодрома. Однако, кроме «свидетельства серьезного интереса» австралийского правительства к этому начинанию, Украине добиться результата не удалось. В конце концов идея пусков «Зенита» из экваториальных районов Австралии переродилась в проект морского космодрома Sea Launch.

2. Папуа-Новая Гвинея

15 сентября 1993 г. группа российских предприятий объявила в Москве о подписании соглашения с фирмой STS о строительстве частного космодрома на территории государства Папуа-Новая Гвинея для проведения коммерческих пусков РН семейства «Протон». Российскую сторону представляли ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, НПО «Энергия» и КБ общего машиностроения. Первый пуск планировался на начало 1998 г. В мае 1993 г. правительство Папуа-Новой Гвинеи дало принципиальное согласие на сооружение коммерческого космодрома на территории страны. В ноябре 1993 г. российская делегация посетила в ПапуааНовой Гвинее район Лос-Негрос на острове Манус и остров Эмира в провинции Новая Ирландия. В результате рекогносцировки российские специалисты подтвердили техническую осуществимость строительства комплекса по подготовке и пуску «Протонов» в обоих предложенных местах. На том все и закончилось. STS не смогла найти необходимых средств для начала строительства «папуанского» космодрома, решила вернуться на свою родную территорию и подобрала более подходящий вариант расположения космодрома – север Австралии.

3. Дарвин

6 декабря 1993 г. министр науки и техники Австралии Крис Шахт сообщил, что на севере Австралии, примерно в 30 км от Дарвина, может быть построен стартовый комплекс. Проект намерен был осуществить консорциум KITComm Pty Ltd., являющийся совместным предприятием австралийской фирмы Kenneth International Technology Ltd. и американской PacAstro Inc. В феврале 1995 г. уже знакомая STS совместно с Главкосмосом и ГКНПЦ им. М.В.Хруничева предложили рассматривать Порт-Дарвин как новое место строительства международного космодрома для пуска РН «Протон». Дарвин обладал многими преимуществами: удобный морской порт, аэродром, развитая промышленная инфраструктура. Эти блага сулили большую привлекательность проекту по сравнению с Папуа-Новая Гвинея, несмотря на удаление космодрома от экватора по сравнению с «папуанским» вариантом. В ноябре 1995 г. район вблизи Дарвина был даже включен ILS в список возможных мест пуска носителей «Протон». Однако планы создания коммерческого космодрома вблизи Дарвина встретили сопротивление лидеров коренного населения этого района: оптимальная траектория выведения проходила бы над Арнемлендом, где находятся охотничьи земли и священные места туземцев. Австралийское правительство очень болезненно реагирует на всяческое ущемление прав коренного населения страны. Потому проект строительства космодрома в районе Дарвина был похоронен в правительственных инстанциях.

4. Вумера

Все эти годы постоянно рассматривался проект возрождения старого австралийского космодрома Вумера, расположенного недалеко от одноименного города в штате Южная Австралия. В середине 1993 г. австралийское правительство стало изучать перспективу превращения бывшего ракетного полигона в Вумере в космодром при возможном использовании российских РН. С целью обсуждения деталей проекта в Москве побывала делегация консорциума Space Australia. В феврале 1995 г. в Австралии прошли консультации представителей правительства с российскими фирмами, чьи ракеты могли бы стартовать с ее территории. Австралийский космический совет, являвшийся тогда главным консультативным органом при федеральном правительстве в области осуществления космической программы, остановил свой выбор на РН легкого класса «Старт». В качестве альтернативы «Старту» предлагался носитель «Чайка». Его разработка велась фирмой Cosmos Group, которая являлась совместным предприятием НПО «Энергомаш» и самарского ЦСКБ. В проекте «Чайка» также участвовала шведская компания Technology Trade International (TTI).

13 января 1996 г. НТЦ «Комплекс» и австралийская фирма ASC Engineering подписали протокол о намерениях, предусматривающий изучение перспектив организации услуг по пускам РН «Старт» с полигона Вумера. Космодром мог быть введен в эксплуатацию уже через 18 месяцев. Однако в конце 1996 г. прошло резкое сокращение финансирования австралийской космической программы. Была приостановлена реализация ряда проектов, в т.ч. и пусков РН «Старт» из Вумеры.

Пять лет спустя, в конце февраля 2001 г. австралийская компания Geograph Resources объявила, что она приобрела у Росавиакосмоса права на использование РН «Старт» для осуществления коммерческих запусков КА с полигона Вумера. Запуск спутников, отметил председатель совета директоров Geograph Resources Иан Маклоклан, «создаст возможность для других стран, например США, заинтересованных в приобретении технологии, увидеть ее в действии на нейтральной территории».

Среди других предложений по пускам российских РН с полигона Вумера необходимо отметить появившийся в середине 90-х годов проект пусков из Вумеры РН «Союз», предложенный компанией «Азиатско-тихоокеанский космический центр» (Asia Pacific Space Centre, APSC) и корпорацией International Research Corp. (IRC), а также проект пусков оттуда же РН «Космос-3М» (компания Australian Submarine Corp., ASC). IRC также предлагала построить стартовый комплекс РН «Союз» на мысе Йорк.

5. Остров Хаммок-Хилл

В 1995 г. ГРЦ «КБ им. академика Макеева» совместно с австралийской компанией United Launch Systems International (ULSI) приступил к разработке новой РН «Единство» (ULV-22) с грузоподъемностью до 5 т на низкую орбиту и созданию для нее космодрома на острове Хаммок-Хилл у восточного побережья Австралии (координаты острова – 24°ю.ш. 152°в.д.). Проект космодрома начал разрабатываться в КБ транспортного машиностроения. В конце декабря 1998 г. российская сторона передала австралийской фирме эскизный проект ракетно-космического комплекса. 18 февраля 1999 г. премьер Евгений Примаков подписал распоряжение Правительства №212-р. В нем было одобрено предложение РКА о сотрудничестве макеевского КБ с ULSI по проекту «Единство». Однако ULSI не смогла найти требуемых для строительства космодрома средств. С 1999 г. никакой информации о комплексе «Единстве» больше не поступало.

6. Остров Рождества

В 1998 г. все та же STS и компания APSC предложили ГКНПЦ им. М.В.Хруничева проводить пуски РН «Протон-М» с острова Рождества в Индийском океане. Центр Хруничева выдвинул встречное предложение: пускать с Рождества РН семейства «Ангара». Причем начать предлагалось с носителей легкого класса, а затем перейти к РН среднего и тяжелого класса. 28 сентября 1998 г. генерал-губернатор Австралии сэр Уилльям Дин (William Deane) объявил о планах строительства стартового комплекса для РН семейства «Ангара» на острове Рождества в Индийском океане. Однако дальнейшие переговоры между Центром Хруничева и APSC не привели по этому вопросу хоть к какому-нибудь прогрессу. Поэтому в июле 1999 г. Центр Хруничева продал права маркетинга всего семейства «Ангара» своему давнему американскому партнеру – компании Lockheed Martin. Пусковыми услугами носителя занялось совместное предприятие ГКНПЦ и LM – компания ILS. После этого о планах создания стартового комплекса для «Ангары» на острове Рождества больше не упоминались.

Одновременно с «Ангарой» APSC прорабатывал альтернативный вариант с РН «Союз». Эту РН APSC ранее предлагал пускать с Вумеры и с мыса Йорк. В середине 1998 г. появились сообщения о проекте строительства на Рождестве стартового комплекса для РН семейства «Союз». Позже этот вариант вылился в проект «Аврора».

Tags: ГКНПЦ, Новости космонавтики, Протон-К, в порядке бреда, вшивый о бане, информация к размышлению, континуум Гернсбека, найденное, чтобы не пропало
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments