omega_giperon (omega_hyperon) wrote,
omega_giperon
omega_hyperon

Categories:

Резервы космической деятельности на пороге освоения ресурсов Луны и дальнего космоса НК 01/2006

Сегодняшний праздник напомнил мне об одной статье из "Новостей космонавтики", которая, хотя и была опубликована в январе 2006 года, но производит чисто первоапрельское впечатление. Хотя, с учетом того, как тогда было с финансированием, предложение похоже было абсолютно серьезным. Да и кто знает, не пригодится ли идеи этой статьи С.Сафронова и Р.Якименко сейчас, в текущей непростой ситуации с финансированием у "Роскосмоса"?

По мнению экспертов, космическая деятельность вплотную подошла к порогу практического освоения Луны и дальнего космоса. На это указывают «видение» космической программы США, изложенное президентом Бушем в январе 2004 г., а также многочисленные заявления представителей ряда стран, в т.ч. КНР и стран ЕС, сделанные в последнее время. Сложилась ситуация, когда, с одной стороны, истощение ресурсов и ухудшение экологической обстановки на Земле заставляют обратиться к ресурсам Луны и дальнего космоса, а с другой – уровень развития космической техники уже позволяет это сделать.

По некоторым оценкам, с учетом роста населения земных ресурсов хватит примерно на 50 лет, а рост промышленного, и в первую очередь энергетического, производства приведет к серьезным изменениям климата уже к 2030 г. Естественным решением проблемы ресурсов может стать индустриализация Луны, где исключительно благоприятные условия для размещения энергетики, в первую очередь солнечной, и промышленных предприятий, потенциально угрожающих экологической обстановке, а среди полезных ископаемых изобилуют запасы сырья для производства кислорода, водорода, гелияя3, кремния, железа, титана, алюминия и др. Повышенное внимание привлекает к себе гелий-3, который считается одним из наиболее перспективных видов топлива для термоядерных реакторов. Исследования показали, что лунные запасы гелияя3 превышают земные в миллионы раз и могут удовлетворить энергетические потребности промышленности на тысячи лет. Анализы лунного грунта свидетельствуют о запасах редких на Земле элементов платиновой группы (иридия, осмия, палладия, платины, родия и рутения), имеющих исключительно высокую ценность для промышленности. Большое значение имеют запасы кремния, столь необходимого для солнечной энергетики. Не меньший интерес представляют и запасы кислорода и водорода, позволяющие создать на месте не только автономные системы жизнеобеспечения лунных баз, но и обеспечить производство топлива для космических транспортных систем. А для начала освоения Луны самым важным фактором может стать открытие лунных запасов воды, верные признаки которых уже обнаружены, а окончательный
вывод об их наличии может быть сделан в течение ближайших нескольких лет. Эти запасы в сочетании с доступной солнечной энергией способны существенно облегчить производство кислорода и создание автономных систем жизнеобеспечения лунных баз, что радикальным образом скажется на снижении затрат.

Экономическое освоение Луны сулит значительные преимущества преуспевшим в нем странам, поэтому доступ к лунным ресурсам в скором времени может стать одним из важнейших государственных приоритетов. Приступить к освоению Луны смогут лишь страны с высокими космическим и экономическим потенциалами, однако даже для них доступ к лунным ресурсам будет весьма ограничен. Это определяется тем, что удобных мест для размещения лунных баз, с благоприятным сочетанием умеренных температур, запасов воды и хорошей освещенности для развертывания солнечной энергетики окажется, скорее всего, совсем немного. Такими местами могут оказаться одна или несколько сравнительно небольших областей вблизи полюсов на светлой стороне Луны. Ограниченность доступа к изобильным лунным ресурсам неизбежно приведет к конкуренции и станет предметом стратегической политики. Однако называть ее геополитикой будет уже некорректно, поскольку речь пойдет не о Земле, а о другом небесном теле. Уместнее говорить о зарождении космополитики.

Расклад космополитических сил во многом определяется космическими и экономическими потенциалами стран. Если космический потенциал РФ, созданный в предыдущие годы, все еще удерживает одно из лидирующих мест в мире, то возможности бюджетного финансирования оцениваются зарубежными экспертами как весьма скромные. Так, ассигнования в рамках Федеральной космической программы (ФКП) на 10 лет эквивалентны 10.5 млрд $, что меньше, чем США тратят на космос за 1 год. Только по новому лунному проекту затраты США составят 104 млрд $.

Скромность бюджетного финансирования уже традиционно демпфируется российской космической промышленностью за счет международного сотрудничества, как в форме непосредственного выполнения зарубежных заказов, так и в форме создания совместных предприятий. Россия сотрудничает с США и другими партнерами по проекту МКС, а также со странами ЕС по проекту создания системы запуска РН «Союз» в Гвианском космическом центре. Рассматриваются возможности совместных лунных программ, в том числе с использованием нового корабля «Клипер». При всем разнообразии форм традиционного международного сотрудничества, оно, по всей видимости, не сможет компенсировать скромность бюджетного финансирования и существенно повлиять на расстановку космополитических сил. В такой ситуации возникает вопрос: а существуют ли неиспользованные резервы финансирования космической деятельности, которые можно ввести в оборот для решения стратегических задач космополитики?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к работам, посвященным теории финансирования крупномасштабных космических проектов. Освоение дальнего космоса, планет и астероидов давно стало предметом пристального внимания ученых. Отдав должное оптимистическим прогнозам энтузиастов, данным предметом занялись серьезные экономисты. С учетом грандиозности затрат, высоких рисков и длительных сроков возврата инвестиций, на основе анализа обширных данных о реализации крупномасштабных проектов в самых различных областях человеческой деятельности, включая создание Панамского канала и освоение Западного побережья США, они сделали вывод: реализация крупномасштабных космических проектов может начинаться только за счет государства. Оно призвано понести большую часть начальных затрат и взять на себя большую часть рисков. И лишь затем инвестиционные условия могут стать привлекательными для частного капитала. Этот вывод подтверждается историей освоения околоземного космического пространства, которое первоначально финансировалось исключительно из государственных бюджетов, но затем, с развитием космических технологий, в первую очередь систем связи и дистанционного зондирования, а также благодаря притягательности космического туризма для состоятельных энтузиастов, стало основой многочисленных и преуспевающих коммерческих предприятий.

В отношении экономического освоения Луны этот вывод не столь очевиден. Дело в том, что освоение околоземного пространства и государственные лунные программы времен холодной войны уже пробудили широкий общественный интерес к космическим проектам. Практическое осуществление полетов на Луну, в т.ч. пилотируемых, радикально изменило общественное сознание. Никто не сомневается в том, что Луна будет рано или поздно освоена. Более того, в обществе зреет убеждение, что широкое освоение должно начаться уже в недалеком будущем. Некоторые частные компании уже сейчас рассматривают Луну как объект своего предпринимательства. Исследования спроса говорят о перспективности лунного туризма и доставки на Луну некоторых частных полезных нагрузок. Нет сомнений, что общественный и предпринимательский интерес способны обеспечить дополнительное внебюджетное финансирование освоения Луны и дальнего космоса. Важно бережно распорядиться этим потенциалом, принимая во внимание, что одним из наиболее перспективных способов аккумулирования финансовых средств и мощным источником внебюджетного финансирования может стать космическая лотерея.

В истории человечества есть множество примеров финансирования крупномасштабных проектов в рамках государственных лотерей. Наиболее примечательным из них является финансирование строительства Великой китайской стены за счет кено, одной из разновидностей лотереи. В средневековой Европе лотереи уже широко применялись для финансирования общественного строительства, в т.ч. целого ряда храмов. В наши дни лотереи не менее успешно служат на благо общества во многих странах. Для оценки лотерейных финансовых потоков обратимся к национальной лотерее Великобритании, которая приносит ежегодный доход, эквивалентный примерно 2.466 млрд $. Отчисления на социальные проекты делаются с каждого проданного лотерейного билета. Исходя из того, что доходы от национальных лотерей пропорциональны численности населения и доли ВВП, приходящейся на душу населения, с учетом паритета покупательной способности и национальных особенностей, можно по аналогии оценить вероятный доход от подобных национальных лотерей в России и некоторых соседних странах. Результаты расчетов, выполненных с использованием данных ЦРУ США, представлены в таблице.

Следует учитывать, что национальная лотерея Великобритании имеет давние традиции и пользуется прочным доверием населения, помогая решать насущные задачи. В России же ситуация совершенно иная. Эксцессы начала перестройки породили отрицательное отношение к лотереям, которое постепенно, хоть и с трудом преодолевается за счет усиления нормативной базы. Разного рода перекосы, сопровождавшие бурное развитие игорного бизнеса в последующий период, и меры, предпринимаемые для их выправления, отрицательно сказались на общественном восприятии игровой индустрии в целом, не исключая лотереи. Это совершенно несправедливо, поскольку разумно организованный проект мог бы стать одним из наиболее эффективных инструментов аккумулирования финансовых средств в общественных интересах. Преодолеть сложившееся недоверие способна только лотерея, организованная в сфере традиционно высокого общественного интереса и направленная на финансирование деятельности, составляющей национальную гордость. Для России такой сферой является космос, а деятельностью – космонавтика.

Проведение российской космической лотереи (РКЛ) и направление доходов на финансирование космической деятельности могло бы существенно изменить расклад сил в космополитике. Согласно экспертным оценкам, высокая мотивация населения могла бы обеспечить доходы, превышающие прогнозы, сделанные на основе анализа национальной лотереи Великобритании. По сути, РКЛ и является искомым неиспользованным резервом финансирования космической деятельности в рамках действующего законодательства. Средства, полученные от населения, можно было бы рассматривать как частные инвестиции, а сделанный в работах вывод о форме финансирования крупномасштабных космических проектов можно было бы уточнить, отметив, что реализация крупномасштабных космических проектов может начинаться при поддержке государства, за счет государства и частных инвестиций, открывая дорогу дальнейшим инвестициям. Проведение РКЛ позволило бы дополнительно развить российский промышленный потенциал, создать новые рабочие места, а за счет эффекта мультипликации увеличить отечественное производство потребительских товаров и в конечном счете ВВП. Отчасти это подобно мерам американского президента Рузвельта по противодействию кризисным явлениям в годы Великой депрессии. Космическая лотерея стала бы мощным инструментом противодействия инфляции, аккумулирующим свободные средства населения и направляющим их на космонавтику.

РКЛ должна отличаться от других лотерей как по форме, так и по существу. Ее целесообразно проводить в несколько этапов, а для увеличения общественной притягательности размещать лотерейные генераторы случайных чисел на борту КА. Важно, чтобы аппараты были пилотируемыми, чтобы космонавты принимали участие в проведении лотерейных розыгрышей и чтобы финансирование создания КА велось в рамках лотереи, а ее организация обеспечивала полное доверие населения. Лотерея должна сочетаться с международным сотрудничеством. Тогда Россия получила бы мощный внебюджетный источник финансирования космической деятельности и подошла бы к началу освоения ресурсов Луны и дальнего космоса, не уступая США, несмотря на всю мощь американской экономики. Для этого идее проведения РКЛ нужна государственная поддержка.

Перечень источников имеется в редакции
Tags: Новости космонавтики, адвокат дьявола, будущее, в порядке бреда, вшивый о бане, глобальные проблемы, информация к размышлению, космос, мелкие придирки, мысли в слух, найденное, переделка, чтобы не пропало, юмор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments