omega_giperon (omega_hyperon) wrote,
omega_giperon
omega_hyperon

Космонавтика неудачников

Если рассмотреть историю космонавтики с сегодняшнего дня до середины 60-х, то можно обнаружить одну удивительную вещь – это цепочка сплошных неудач.

Посмотрите на МКС – она продукт слияния проектов, которые поодиночке просто не были бы осуществлены. Хотя экономические причины, которые заставили американцев отказаться от строительства собственной космической станции «Фридом» были менее существенны, чем похоронившие «Мир-2» как самостоятельную станцию – но итог был один – был заключен довольно странный компромисс, который прежде просто показался бы немыслимым.

Продолжим разбирать элементы современной космической программы. Одна из главных составляющих программы МКС – американский космический челнок. Он был создан как составная часть амбициозной программы по освоению космоса, но увы от этой программы остался только он один, да и то эксплуатируется в сильно урезанном виде, относительно даже того компромиссного варианта, на котором в конце концов остановились разработчики, сильно стесненные в средствах. В целях сокращения затрат на разработку они были вынуждены отказаться от значительной части многоразовости, однако все равно не смотря на все попытки сэкономить не вписались в смету. А экономическая эффективность системы вообще была сведена на нет и стала практически отрицательной в результате того что она эксплуатировалась в десять раз менее интенсивно, чем предполагалось изначально. Поддержание производственных мощностей, созданных с целью обслуживания 50 полетов системы в год, привело к тому что один старт стал обходиться в несколько сотен миллионов долларов. К тому же такая реализация программы просто дискредитировала самую идею полностью многоразовых систем на многие годы.

Возьмем отечественную составляющую МКС, вобравшую в себя опыт эксплуатации станции «Мир» и долговременных экспедиций на станциях «Салют». Что же лежало в основе этих разработок? Ответ прост – они основаны на руинах проектов транспортного корабля снабжения и орбитальной пилотируемой станции «Алмаз» НПО Машиностроения, переданных в свое время в ЦКБЭМ, в целях компенсации отставания Советского Союза в лунной гонке с США. Проблемы же ЦКБЭМ в лунной гонке можно попытаться объяснить помимо значительной загруженности организации параллельно с лунной программой и другими не менее важными задачами и как значительно меньшим по сравнению с заокеанскими коллегами финансированием, так и поздним вступлением в собственно соревнование за покорение Луны. Не стоит забывать и то, что программа изначально развивалась в условиях значительного дефицита полезной нагрузки, выводимой ракетой-носителем Н-1, что потребовало ее форсирования относительно первоначальных параметров и привело к большим проблемам в области отработки ее первой ступени. Конечно, не стоит забывать и небезызвестный конфликт Королева и Глушко вокруг двигателей для этой ракеты.

Другой элемент нашей космической программы – космический корабль «Союз», сменивший уже несколько модификаций, и эксплуатируемый с конца 60-х, также является осколком той лунной программы.

Однако, если мы обратимся к книге «Марсианский проект Королёва», то обнаружим еще более удивительную вещь – лунная программа на самом деле возникла на базе проектных проработок по осуществлению полета на Марс. Проектные параметры марсианского корабля и объясняют массу ПН выводимую Н-1 на низкую околоземную орбиту – для данного проекта не требовалось выводить все одним пуском, как было принято впоследствии в лунной программе. Отдельные элементы этого проекта вошли потом как составляющие в последующие проекты в области пилотируемой космонавтики в СССР.

Впрочем, даже у победителей в лунной гонке дела шли далеко не гладко. Фактически после достижения победы на СССР программа была досрочно свернута, как не приносящая больше значительных политических дивидендов. Американская космонавтика после своей величайшей победы оказалась на грани поражения. Было просто непонятно что и зачем делать дальше, да и те усилия, которых потребовала гонка, были оценены как чрезмерные и привели к стремлению сэкономить, что впоследствии и вызвало к жизни проект многоразового космического корабля.

Таким образом, мировая космонавтика предстает перед нами как цепочка неудач, компромиссных, половинчатых решений, которые привели к тому, что последствия выбора промежуточного варианта в данной области практически не отличаются от полного отказа в развитии.

Tags: Космос, Размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments